Кража пивных бокалов – на удивление стойкая проблема для индустрии гостеприимства. Несмотря на кажущуюся незначительность, такие кражи обходятся барам, пабам и ресторанам в огромные суммы по всему миру.
Дорогостоящая привычка
По данным British Beer and Pub Association (BBPA), только в Великобритании пабы теряют около 50 миллионов фунтов стерлингов ежегодно из-за пропажи бокалов. Эта сумма включает как прямые затраты на замену, так и косвенные убытки от нехватки стеклянной посуды в пиковые часы.
«Это проблема, которая преследует нас десятилетиями, – признаётся Майкл Торн, владелец паба в Бристоле. – В хороший вечер мы можем потерять до 20 бокалов. Казалось бы, мелочь, но за год набегает несколько тысяч фунтов».
Психология стеклянного воришки
Почему люди воруют бокалы? Исследование, проведённое Университетом Лидса, выявило несколько основных мотивов:
-
Сувенирный менталитет – 62% респондентов признались, что брали бокалы с логотипами пивоварен или пабов «на память»
-
Алкогольное опьянение – 28% заявили, что просто забывали, что бокал не их
-
Преднамеренная кража – 10% сознательно коллекционировали «трофеи»
«Люди не считают это настоящей кражей, – объясняет психолог доктор Эмили Харрис. – Бокал воспринимается как небольшой сувенир, особенно если на нём есть запоминающийся дизайн».
Инновационные решения
-
Умные бокалы (Великобритания)
Сеть пабов Greene King тестирует бокалы с микрочипами. При попытке вынести за пределы заведения срабатывает сигнализация. -
Залоговая система (Германия)
В баварских пивных давно практикуется система Pfand – залог в 1-2 евро, возвращаемый при сдаче бокала. -
Дизайнерский подход (США)
Бруклинская пивоварня Other Half выпускает бокалы с двойным дном – без напитка они выглядят неполноценными.
Соучастие бренда
Проблему не решают маркетинговые кампании, подобные той, что была запущена компанией Stella Artois, принадлежащей AB InBev, в прошлом году. В рекламе была представлена специально разработанная линейка одежды с очень глубокими карманами, которые помогали любителям пива незаметно прятать пивные бокалы Stella.
Для коллекции «Укради Артуа» было создано пять фирменных предметов одежды, в том числе джинсы и куртки с глубокими карманами. В социальных сетях людей призывали делиться фотографиями кружек, которые они украли.
Мнение отрасли
Бывший ведущий Top Gear Джереми Кларксон был в ярости из-за краж бокалов в своем пабе The Farmer’s Dog в Оксфордшире. Он назвал постоянные кражи «хуже, чем возмутительные» и умолял посетителей перестать воровать стаканы и продавать их на eBay.
«Люди, видимо, считают, что если они зашли выпить пинту пива, то имеют право унести с собой и бокал, в котором его подали», — заявил он.
«В прошлое воскресенье пропало 104 бокала. И эти расходы добавляются к £100 в день, которые мы тратим на топливо для генератора, £400 в неделю на обогрев террасы и £27 000 в месяц на парковку и регулировщиков движения, чтобы отбиться от претензий совета».
Чтобы отвадить посетителей от воровства бокалов, Кларксон пошел на хитрость — напечатал новые пивные подставки со своим лицом и надписью:
«Джереми следит за тобой… не воруй его бокалы!»
Пивоварня BrewDog пошла дальше – их бокалы теперь продаются официально с надписью: «Украденный из BrewDog» – превращая кражу в легальный сувенир.
Будущее без краж?
Эксперты сходятся во мнении – полностью искоренить проблему не удастся. Но комбинация технологий, дизайна и просвещения может сократить потери на 60-70%. Как отмечает Торн: «Главное – не превращать паб в полицейский участок. Мы продаём удовольствие, а бокал – часть этого опыта».