Главное про барные медиа

Лекция главного редактора ОколоБара Василия Захарова, с которой он выступал на Saint-Petersburg Cocktail Week 2023. 

1. Спойлер. О чём лекция

Мы не будем говорить об алкожурналистике, как о виде писательства в пьяном виде или о гонзо-журналистике, о хемминуэевском «пиши пьяным, редактируй трезвым».

Мы поговорим о роли СМИ в нашей с вами индустрии гостеприимства, в развитии барной и околобарной индустрии. О создании и развитии алкожурналистики в России. Которой нет, и вот о том, как и почему это случилось, мы и поговорим.

 

2. И не забыть представиться

Перед препарированием рынка расскажу немного о себе, почему я вообще считаю возможным и нужным говорить на эту тему.

Я в индустрии с 2008 года, но в 2013 перестал стоять за баром, начал потихонечку что-то пописывать, сниматься в роликах для Едим ТВ, снимать в свой канал, снимать ролики для чужих каналов. Едим ТВ – самый популярный в русскоязычном сегменте Youtube канал о коктейлях. Если вы его не смотрели, смысла переживать нет – он рассчитан скорее на тех, кто гуглит «как приготовить б-52», чем на тех, кто присматривает новый ротовап.

Моё второе высшее образование – связи с общественностью, и я 15 лет проработал на стыке рекламы, эвента, пиара и маркетинга в самых различных областях. Неоднократно работал в области журналистики – начиная от студгазет и заканчивая статьями в федеральную прессу.

Сейчас я владелец интернет-магазина барного инвентаря, организатор небольшого медийного конкурса для барменов МедиаБармен и редактор скромного СМИ okolobara.ru. Учитывая пересечение околобарных и около-медийных активностей, у меня накопился солидный опыт алкожурналистики.

Об этом мы и будем далее говорить.

3. Триггер к лекции

Триггером для лекции внезапно стал пост Андрея Пруцких, который как-то написал «а где, собственно, распространять контент»?

«Ну вот типо спилил ты крутой контент, а что дальше с ним делать? Ну не в инстаче ж на пол тыщи подписоты мариновать всё?  Отсюда и вопрос: какие каналы\журналы\медиа читаешь?

Притом речь не только и не столько о профессиональных сообществах (хотя их тоже кидай, может мы чего не знаем?). Больше интересуют ресурсы, которые читают консьюмеры. Какие-то лайфстайл-блоги, что-то про тусовки, про бухло, ну прочие смежные темы, куда гипотетически можно было бы засылать контент бойцов нашего цеха.»

Консьюмеры. Я специально подсветил это слово. Консьюмеры – это потребители. И я сегодня об этом как раз и хочу поговорить. О консьюмерах и их роли в, не побоюсь этого слова, – бартендинге!

Мистер Тригер – Mr. Pruts

4. Консьюмеры

Итак, консьюмеры. Почему это важно, и зачем они нам. Тут, на самом деле, всё ОЧЕНЬ просто – без потребителей мы бы с вами тут не собирались. Прозорливые ребята, организовавшие Cocktail Week, тоже прекрасно понимают роль потребителя в нашей индустрии. Крутить ротовапы мы перед друг дружкой, конечно, можем, но, как говорил Иван Шушканов:

«Знаете почему популярен бургер? Не потому, что чувак с наколками и в чёрных перчатках рассказывает хипстерам про степени обжарки и тонкий и толстый край. А потому что – макдак! Потому что просто, понятно, быстро и вкусно».

Путь потребителя. 2% и лёд.

Чтобы люди начали пить милкпанчи, они должны пройти через виски-колу. Потом – через обратный Мартинез, и только избранные доберутся до Мартини или Сазерака.

А вы знали, что в бары ходит всего 2% людей? Вам нужны гости, а нам всем нужна культура пития. Но для того, чтобы всё это взращивалось, людям надо не столько пить в барах, сколько понимать суть коктейля, начать пробовать делать коктейли дома, в конце концов.

А сейчас будет для многих инсайд. Для людей из глубины индустрии, но далёких от потребителя, как бы странно это ни звучало.

Вы задумывались о том, что мешает обывателю готовить коктейли дома? Как ни странно — просто отсутствие знания о льде и его важности. Что делают люди, прочитав рецепт того же Манхетенна или Мартинеза? Правильно – упрощают его, выкинув ангостуру, конечно, и лёд! И если ангостуру ещё можно выкинуть, то лёд – никогда. А люди мешают два крепких алкоголя без обводнения и охлаждения, делают глоток и выливают это в раковину.

Ещё раз. Для роста индустрии нужны гости (ваши гости), для роста гостей в индустрии, нужен рост культуры пития «с низов». Для продвижения культуры пития нужна понятная базовая хорошая информация.

5. Информация и её ценность.

Есть проблема – что мы считаем хорошей информацией? И где ее распространять?

Продвинутые профи бартендинга не пилят сторис с азами. У них чем сложнее, тем лучше. Это же форменное мракобесие со всеми эти кордиалами из колен кузнечика. А потребителю нужна база. Потребитель не подписан на Шашина, не смотрит сторис Таталая про 2-х минутный стир и делюцию в 51 процент. Потребитель сидит в Яндексе и гуглит коктейли. А что он там видит? А мы все знаем, что он там видит. Ничего хорошего.

С одной стороны, в нашем распоряжении вроде как есть весь интернет, а с другой стороны – там невозможно ничего найти даже для потребителя второго уровня. Это, условно, барбэк или бармен, который постигает азы. Который пролистал Библию Бармена, решил, что это шляпа, что пора переворачивать индустрию, но что-то мята долго не хранится. И что он делает? Правильно – в чате Уставшего бармена спрашивает, как хранить мяту.

Потому что, перефразируя Салтыкова-Щедрина, «разбудите меня через 100 лет и спросите что обсуждают в барных интернетах, я отвечу – как хранить мяту». Вам самим не надоело передавать это сакральное знание? Не хочется иметь в интернете ресурс (ресурсЫ), куда попадает любой барбек, забивший в гугл запрос «как хранить мяту». Или сколько класть льда в смесительный стакан. И чтобы нужная ссылка была не 85-м комментарием на сохранённую сторис 2014 года в ужасном качестве.

Но это барбек, а мы же о потребителях. О гостях. О простых обывателях. Если уж люди будут это знать, то и барбеки тоже.

Сюда же, кстати, наипрямейшим образом относится проблема кадров. Все знают, что в любой отрасли существует проблема кадров и кадровой подготовки. Хотя это тема смежная, литературу и учебные материалы тоже надо где-то формировать, да?

То есть, нам надо начинать с низов. Готовить почву.

И под азами я имею в виду – именно самую базу. Например, одни из самых популярных запросов, по которым консьюмеры попадают на наш сайт (десятки тысяч прочтений) – это «чем шампанское отличается от просекко», «сколько хранить бутылку виски» и «как пить бурбон и что это такое».

6. Россия VS Запад

Мы идём по проторенным путям развития индустрии культуры пития, повторяя их, изредка протаптывая своё, но вдоль заезженных трасс.

В этом месте мы можем осмотреться и попробовать предугадать как и что у нас будет (если не случится чего-то из ряда вон выходящего). Куда смотреть? На запад. В Европу. В Америку. Да, у России всегда свой, особый путь (вот мы как раз сейчас по нему и идём), но что касается культуры пития, то давайте смотреть правде в глаза – не мы придумали коктейли, и даже не мы их популяризировали. Придумали в Америке, рассвет был в Европе. А мы просто пока повторяем. И в части развития культуры пития, и в части развития алкожурналистики, которая за этим стоит, как я уже вам, надеюсь, доказал.

Если не случится чего-то экстраординарного, то мы можем ожидать, что у нас таки появятся алкогольные и барные СМИ в нормальном количестве. Сами мы пока в этом деле ничего не достигли, потому что индустрии у нас настолько мало лет, что не сменилось даже одно поколение полностью.

Как я вижу наш путь, где мы находимся и куда идём (точнее, куда бы мне хотелось, чтобы мы пришли)?

Для начала давайте посмотрим на путь загнивающего запада.

Посещаемость

Вот данные ресурса Similarweb по месячной посещаемости зарубежных (в основном – американских) сайтов. Там же указаны год основания  и место дислокации:

Для понимания масштабов – Eda.ru  имеет чуть менее 8 млн. Сразу понятно, насколько культура потребления и распространения информации у нас различается. У нас едой только начинают интересоваться так же, как где-то – культурой пития. Вот на каком этапе мы находимся.

Чтобы не быть голословным – вот вам показатели некоторых наших ресурсов:

Может показаться, что всё не так уж плохо: и есть и Алкофан, и Inshaker. Но Алкофан – это проект, вы не поверите, одного (!) человека, к тому же прикладной по тематике самогоноварения.

Ну а Inshaker стабильно получает свой трафик из поисковых запросов по названиям коктейлей, при этом мы знаем, как там это выглядит.  Это не образовательное СМИ, и это не алкожурналистика. Это хорошая работа SEOшников в плане сбора трафика, и хорошая работа маркетингового отдела в плане работы с бюджетами брендов.

Всё остальное относится к категории «еда и напитки – кулинария и рецепты», и служит одной цели – сбор трафика и сбор бюджета, который напрямую зависит от посещаемости.

Условно, мы бы хотели создать ресурс для своих целей (например, создать университет для получения в будущем кадров для своей отрасли.) А кто-то создает инфобизнесы, цель которых – собрать денег. Они же по-разному будут устроены?

И мне сегодня, конечно, хотелось бы говорить как раз о более профессиональном пути. О том, что важно НЕ пропускать эту стадию развития алкожурналистики.

Наше место

Кратко покажу наш путь и где мы на нём находимся. Начнем издалека.

Джерри Томас выпускает свой «Спутник бонвивана» в 1862 году.

Александр Кудрявцев выпускает «Технология приготовления смешанных напитков» в 1978-м.

Примерно на 100 лет мы тут подзадержались и остаёмся в отстающих. По книгам это можно проследить особенно хорошо – у нас до сих пор профессиональную литературу можно перечислить по пальцам руки фрезеровщика-самоучки. Тогда как, для примера, у меня есть книга «Old Mr. Boston» 1940-го года с аннотацией «от мамы и папы на рождество».

Или вот в коллекции Сергея Омельяненко есть членский билет Интернациональной лиги бартендеров тех же, военных лет – печати, подписи, членские взносы, всё как полагается. В то время, когда мы даже не знали о существовании профессии. Да и сейчас многие не считают это профессией, да?

Но это всё, скажем так, доцифровая эпоха.

А потом появился интернет. И появился он у всех плюс-минус одинаково, поэтому в середине нулевых уже возникают первые профильные и профессиональные ресурсы (напоминаю – Punchdrink.com и Imbibemagazine.com в 2005, Liquor.com в 2009 и так далее). В русскоязычном сегменте в 2008 начал вести свой блог Scienceofdrink.com Павел Янченко, исключительно как коктейльный энтузиаст. Мы, в России, начали в 2010-х. А где проще всего делиться информацией без затрат на создание и поддержание своего ресурса? Правильно, в соцсетях. И в 2010-х уже начался расцвет пабликов Вконтакте, и далее – в Facebook.

«Independent Bartenders’ Society создавалась как некий «Дневник увлеченных барменов», в 2012-м просто не было в ВК адекватной группы для барменов, 60-70% заметок барных групп состояли из мемов и комиксов. Мы решили создать интеллигентную (Петербург все-таки))) группу, без оскорблений, мата, похабщины и прочего, только новости из самого авангарда индустрии», – пишет Максим Широков, администратор Independent Bartenders’ Society. Живы до сих пор. 11 000 подписчиков. Ещё, полагаю, с того времени.

Тогда же примерно появился okolobara.ru + все многочисленные типичные бармены с мемасиками и одним и тем же ворованным контентом из рецептов и непроверенной информации.

Однако охват всех этих микро-ресурсов – копеечный. Даже в сумме с мемасами.

 

Потом у нас были Youtube и Instagram в момент их расцвета соответственно. Теперь – Telegram. По тем же причинам. А идти нам надо по тому же пути, что и Запад – околобарные СМИ. Алкожурналистика.

И вот я считаю, что нам не просто НАДО идти по этому пути – я считаю, что мы по нему пойдём. Я даже почти уверен, что мы сейчас по нему идём, потому что где-то мы молодцы и сами с усами. Но в целом путь развития культуры пития мы проходим ВСЛЕД за общемировой (с поправками на водочную монополию, конечно, и ещё какие-то вещи, которые нельзя не учитывать).

И если кто-то считает, что средства массовой информации умирают, то тут я могу лишь частично согласиться и сказать (точнее предположить), что SMM как раз продлевает жизнь привычным медиа, потому что помогает распространять контент. Для увеселения можно всегда постить котиков – там не нужны индексация и прочий геморрой. Но для достижения целей образования, повышения культуры пития, которая приведёт к нам в бар людей и все мы (вы) начнём больше зарабатывать – нужны СМИ.

Пропустить технологию

Говоря о нашем особом пути, хочется в одно лицо поспорить с людьми, которые считают, что нам никакие СМИ не нужны. Таких людей очень много в индустрии, и они имеют право на свою точку зрения.

Давайте на одном примере попробуем вместе посмотреть на пропущенный этап околобарных СМИ.  Есть такая книга Льюиса Дартнелла «Цивилизация с нуля: что нужно знать и уметь, чтобы выжить после всемирной катастрофы». Книга о том, как строить цивилизацию с нуля и какие технологии действительно необходимы, а что можно пропустить. Я диванный выживальщик, поэтому люблю такие вещи. Там есть замечательный пример про пропущенные технологии.

Например – связь. Сначала была проводная, а теперь мы все перешли на беспроводную, и в развивающиеся страны более развитые коллеги сразу поставляют мобильную связь, минуя провода. Тут может закрасться сомнение – а нужны ли нам «провода», т.е. околобарные СМИ, если у нас уже есть телеграм, инста и ютуб.

Я считаю, что нужны, так как сначала надо идеально выучить правила и научиться по ним играть и только потом пытаться аккуратно их нарушать. Зная, где и как это можно сделать.

А у нас каждый второй вот-вот прямо сейчас перевернёт индустрию, ни черта о ней не зная. И пытается обойти путь полноценных СМИ, создавая свои каналы в телеге на 1000 человек (ну ок, у Уставшего кратно больше – вот как раз там люди обсуждают помимо шуток про говно и аниме – как хранить мяту). А потом приходится горько осознавать, что охватов нет и это так не работает, потому что нет основы.

Как перевернули индустрию?

7. SMM

Итак, мы находимся в 2023 году, спустя 15 лет после начала алкожурналистики в России. И как мы начинали сразу с SMM, неправильно его используя, так тут и находимся.

И на этом этапе мы пытаемся пройти по тропе сокращения – отказаться от сайтов и книг и сразу перейти к SMM. Social media marketing, что уже говорит нам о том, что это маркетинг в социальных медиа. А НЕ средства массовой информации.

Я тут сам с собой поспорю или вернее покажу, что на самом деле SMM – чертовски важен, но вы просто не умеете его готовить. SMM – это не канал информации, это лишь способ её донесения.

Сразу, чтобы не быть голословным – пример.

Как владельцы мини-СМИ okolobara.ru мы испытываем дефицит хороших авторов (по уже частично описанным причинам – каждый пилит что-то своё, пытается развиваться, потом устаёт и бросает). Мы договариваемся с толковыми ребятами и публикуем материалы этих авторов у себя на сайте.

И эти статьи собирают у нас на сайте вдвое больше просмотров, чем в этих каналах. Вот вам живой пример: один канал (не помню уже названия) написал про пина-коладу и получил 100 (сто) просмотров. СТО. Мы связались с автором, с его разрешения запостили эту же статью на okolobara.ru – и получили там за втрое меньший период уже 200 просмотров, запостили в ВК – получили ещё 2100 просмотров. Ещё 200 – из Телеграмм. Итого – оригинал статьи увидели 100 человек, а на наших площадках – 3000. Вроде как впечатляет.

И показывает, что SMM работает, но не так, как вы думаете. Потому что, просто запостив что-то в ленту, вы потеряете это через несколько часов. Всё. Надо научиться использовать инструменты по их назначению. Так что нет, этап СМИ проскочить нельзя.

Ещё как аргумент про не всегда корректное понимание развития индустрии и про важность ухода от чистого SMM в котором мы застряли, хотелось бы ещё раз вернуться к книге Льюиса Дартнелла: «из всего накопленного опыта жизненно важно знать устройство базовых вещей и основы техники, а не 100 и 1 способ повысить свою эффективность».

При крахе и апокалипсисе ваши сторис не сохранятся, и только тогда люди начнут задумываться о ценности печатных изданий. А в случае уцелевших серверов – молиться на сохранившиеся структурированные базы знаний, а не на посты в телеге.

«Человеческое знание коллективно и хранится распределенным во всей популяции. Ни один из нас не обладает достаточным знанием»

Для меня околобарные СМИ – это ещё и некое воплощение идеи всеобщей книги, эдакой Википедии, но для обывателя. Из которого, разумеется, потом вырастает профи.

Территория высказывания принадлежит соцсетям

Ещё одна причина, по которой опасно двигаться сразу в SМM, пропуская остальное – это те геополитические вещи, которые мы не можем игнорировать.

Не так давно Сергей Минаев писал про развитие новых медиа:

«С появлением огромного количества новых селебрити, микро и макро инфлюэнсеров, появляется иная проблема. Работа всех этих спикеров подобна труду пауков, ежедневно ткущих свои микро-сети, чтоб расширять единую паутину – мировой интернет, как территорию высказывания. Однако территория высказывания принадлежит соцсетям, а соцсети принадлежат корпорациям. Следовательно – в любой момент дискуссии вы можете исчезнуть из неё, волей хозяина площадки. Мгновенная цифровая смерть».

Если ранее предположить такое было абсурдно, то теперь это наша новая реальность, в которой мы живём, и с чем приходится считаться, нравится вам это или нет.

Подытоживая этот момент – мы не так давно находимся на пути активного обмена информацией (лет 5-10 как стало всё доступно в интернете, но только если знать где искать). При этом у нас всё ещё нет нормальных отраслевых журналов, нет проверенных сайтов, нет своих хороших книг (единичные исключения подтверждают наличие правила), но мы как будто бы не хотим идти по пути запада, сразу от СМИ перейдя в SMM.

Кроме этого, я вижу ещё как минимум несколько глобальных причин отсутствия околобарных СМИ в России.

Основное и главное:

Медиа – это бизнес

Не самый простой, не очень прибыльный, узкий и специфический. И как любой бизнес – требующий вложения времени и денег.

У частников нет больших денег (все годы существования okolobara.ru.ру я поддерживаю его из своего кармана. Это мое хобби с верой в светлое будущее). А корпорациям нужны гарантии возврата инвестиций, тут всё прозаично.

И вот тут у нас потенциальные владельцы медиа делятся на две группы:

  1. Условно независимая компания (надо понимать, что независимая тут – не значит некоммерческая, просто не зависящая непосредственно от, например, продаж своего алкоголя, но все равно зависящая от рынка, от потребителя, от дистрибуции контента)
  2. Алкогольная компания.

У вторых всё очевидно – для них СМИ это такие же маркетинговые направления, как конкурсы и тому подобное, только сложнее. Непросто делать независимое барное СМИ, будучи, к примеру, компанией Pernod Ricard. Как мы будем писать о конкурентах? А сильно зависимые СМИ и читать менее интересно.

А у первых всего три источника монетизации (у алкогольных компаний, строго говоря, столько же, – только ещё есть внутренний ресурс – прибыль от прямой дейтельности):

  1. Реклама
  2. Модель подписки
  3. Гранты/спонсорство

И тут по всем направлениям провал, конечно. Реклама алкоголя у нас в стране запрещена, нативные интеграции на страх юристов и желание олицетворять свой бренд с весьма спорной репутацией алкоголя – не каждый на это пойдёт.

Модель подписки требует большого количества подписчиков. Но у нас их нет, мы в самом же начале пути. Это игра в долгую, как и вообще медиа-бизнес. Большие дяди понимают, что кто владеет СМИ – владеет информацией, но в нашей отрасли пока все не так очевидно.

Ну и третий способ монетизации превращает нас из условно независимой компании в зависимую от грантов/спонсорство (= от компаний, которые их выдают) компания). Т.е. ты либо становишься зависимым, либо пытаешься усидеть на всех стульях сразу, но так долго продолжаться не может.

Хотя и успешные примеры у нас в индустрии есть, конечно. Например, портал Profibeer.ru вышел на самоокупаемость, если я не ошибаюсь, за три года. Но эти примеры – единичны и узко специализированы.

Скриншот главной страницы Profibeer.ru

Подытоживая этот раздел – с медиа как с бизнесом у нас не очень всё хорошо.

Помимо этого, добавим сюда

Глобальные причины отсутствия алкожурналистики в России

Я думаю в целом понятно, что я имею в виду под алкожурналистикой, но я ещё раз уточню, что я НЕ имею в виду, хотя в какой-то степени нужно учитывать и:

  • Профессиональные узко-специализированые ресурсы. Всякий там Алкоэксперт, что-то важное про вино (количество тонн поставок виноматериала и прочий специализированный контент, который потребляют сотни (максимум тысячи) человек. Я проверял.
  • Книги разной степени паршивости. Я как-то потратил на них пол зарплаты (сознательно) и был просто в шоке от качества контента.
  • Сюда же – сайты разной степени правдивости. Здесь у меня, конечно, тоже пригорает, потому что журналистика – это объективность. Именно к журналистике должно быть применимо то, что вы возможно слышали про этику работы журналистов и открытые и независимые медиа.

То, что мы видим в первых страницах выдачи Гугла и Яндекса – по большей степени не то, что я называю алкожурналистикой. Это

а) либо ради занятия ниши (эпоха вебмастеров, которым все равно что копипастить – автомобильная тематика, пироги или история Лонгайленда – всё делается ради трафика). Или

б) та самая часть аудитории, про которую мы сегодня много говорили – начинающие ребята, которые либо перегорели на пути, либо у них не получилось, либо они перешли на сторону зла из пункта а)

Такое недоСМИ (отраслевое, книги и сайты с говно-контентом) – у нас ещё в каком-то виде пока есть. Но это погоды в области, о которой мы говорим, конечно, не делает.

Кстати. Именно нехватка и уровень уже имеющейся информации побудили, в том числе, компанию Baccardi-Martini вписаться в перевод книг из серии «Библиотека бармена».

Кстати, кто интересовался, куда делись все эти книги типа «Коктейли отеля Savoy» – просто закончились права. Когда кто-то выкупит права на новый тираж – тогда и будет новый тираж.

Итак, причины отсутствия алкожурналистики в России.

Все они, конечно, связаны между собой и перекликаются:

  • Возраст индустрии. Как я уже много говорил сегодня – мы ещё сами в силу возраста не до конца понимаем, насколько это всё важно, потому что индустрии всего одно глобально поколение (первый бармен г-н Кудрявцев до сих пор преподаёт в Санкт-Петербургской школе барменов). Сюда же можно отнести не корректное представление бартендеров о том, как развивается (любая) индустрия. Потому что у нас всё-таки бармен – не многостаночник, и это нормально – он не может ещё и в СМИ разбираться.
  • Отсутствие заинтересованных лиц (потому что нет у молодёжи понимания важности предмета – смотри про SMM и прочее)
  • Законодательное регулирование (запрет на рекламу алкоголя и смежные законопроекты)
  • Разрозненность индустрии. Каждый пилит свой канальчик, открывает новые микро-СМИ, через какое-то время понимания, что это, оказывается, сложно и долго.

При этом я и сам на заре карьеры не понимал, насколько всё это долго и даже боялся конкурентов (глупость, да?). Т.е. когда мне кто-то писал в личку, типа Василий, посмотрите я тут запилил контент, я думал «блииин, конкуренция, сейчас у нас отнимут часть рынка». Какого рынка? Его не существовало даже тогда, а сейчас он просто в зачатках.

Для примера – рассказываю про Едим ТВ.  Перед тем, как появилась какая-то узнаваемость, мы снимали лет 5-7! Ролики выходили раз в неделю, каждый четверг, сначала со мной, потом появились такие именитые гости как Омельяненко, Широков, Шашин и другие. Бренды что-то разглядели в нас и начались какие-то интеграции. Я первые деньги увидел чуть ли не через пять лет. Т.е. ещё раз. Пять лет. Каждую неделю ролик. Никаких бабок. Вообще. Да и потом всё это окупалось ровно во временных затратах местами, потому что съёмки и хороший продакшн – кто занимался, тот знает – это всегда долго и дорого.

А потом я перестал переживать про возможное появление возможных конкурентов и даже хотел, чтобы коллеги по цеху наконец появились. Но всех заинтересованных сразу предупреждал, насколько всё это сложно. И видел либо непонимание, либо рождение и смерть таких проектов. Начиная с пабликов Вконтакте и заканчивая Youtube-каналами.

Я писал как-то лет 7 назад статью-исследование «Серые кардиналы барной аристократии» про SMM-движение – и даже за этот период можно видеть множество заброшенных проектов с суммарной аудиторией в сотни тысяч человек.

  • Аудитория. Она небольшая. Это тоже усложняет старт хороших проектов. Если говорить только про работников индустрии – это сотни тысяч. Если мы целимся на обывателей – там миллионы людей, уже есть на кого размахнуться, но в силу описанных выше причин – это не делается, либо делается очень робко и не спеша.

И тем не менее, медиа тоже местами держат руку на пульсе. Поэтому ВСЕ приличные издания имеют либо подборки про алкоголь, либо спецвыпуски, либо отдельные рубрики. И Максим, и Forbes и GQ – нанимают грамотных авторов и нет-нет, да и да выпускают колонки про алкоголь, коктейли и культуру потребления.

И Америка двигалась тем же путем. Ведь мы встречаем первые упоминания слов «коктейль» отнюдь не в Imbibe Magazine, а в деловой и развлекательной прессе. Как только нечто становится явлением – о нём начинают писать все. И появляется специализированная пресса в том числе.

9. Форумы

Тут я хочу немного отступить в сторону и поговорить чуть более подробно про аудиторию и её размеры в разрезе форумов.

Барный форум – это моя мечта, потому что он сразу закроет как минимум проблему поиска и распространения информации. При хорошей структуре там будет возможно отыскать видео две тысячи лохматого года, которое за несколько дней теряется в любом чате. Плюс форумы приучают к определенной этике деловой переписки — то, что молодое поколение почти утеряло.  Кпримеру, там можно было легко схлопотать бан за «банальные» нарушения правил: задавание вопроса без предварительного использования поиска, сообщение не по теме в другой теме и так далее.

И они даже частично существуют в своём узком профиле – по самогоноварению, например. Но общих барных или около-алкогольных – такого нет.

Приведу пример из близкой мне области мотоциклов, но каждый может найти свою параллель.  На форуме, посвящённом Honda Steed (т.е. только одной (!) модели мотоцикла) – 2419 ТЕМ! Тем, не сообщений. И ещё почти 6 000 тем на том же форуме – экипировка, правила и прочие около-мото темы.

Поэтому до сих пор все владельцы этого мотоцикла, загуглив что угодно, попадают на этот форум. А там за 15 лет накопились тонны информации:

«Всего сообщений 401 046 • Всего тем 12 581 • Всего пользователей 3989».

Для сравнения на форуме Алкофан.ру: «Всего сообщений: 54206 • Всего тем: 413 • Всего пользователей 9187». В 30 раз меньше тем и в 7 раз меньше сообщений, при этом более чем в два раза больше пользователей.

Но у нас до сих пор половина людей уверена, что никакой сайт и никакие СМИ нам не нужны. А вторая половина «переворачивает индустрию», создавая свой микроблог. Из которых 90% его забрасывают, потому что как-то это всё не работает. Странно, да? Нет, не странно. Всё сходится. Ребёночек не наш.

Сейчас, правда, роль форумов пытаются взять на себя обновлённые (разделённые на подтемы) чаты в телеграмме. Это чат учебного центра Романа Торощина (около 2000 человек) и Dialogues of Bartenders (около 1700 чел).

это

нужно

индустрии.

10. Итого.

“Свой путь”, возраст индустрии, атмосфера в “тусовке” и её к этому отношение, текущее законодательство, отношением к этому всему движению брендов – всё это и формирует простую, но печальную истину – ниша околобарных СМИ в России отсутствует, но печально даже не это. А то, что “Почему это плохо” – мало кому вообще понятно. Хотя лоббирование и прочие штуки для потребителей, казалось бы, лежат на поверхности.

 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ОКОЛОБАРА В ТЕЛЕГРАМЕ И ВКОНТАКТЕ,  А ЕСЛИ ВЫ ПИШЕТЕ СТАТЬИ ИЛИ СОЗДАЕТЕ КОНТЕНТ, НАПИШИТЕ НАМ НА ПОЧТУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Коктейли

Коктейли на основе

Анонсы мероприятий

Мы в Telegram

Мы Вконтакте