Всего около 50 лет назад солодовые виски начали выходить из тени смешанного шотландского виски. До середины 70-х годов прошлого века основная часть продаж приходилась на смешанный (blended) виски. Сегодня зерновой виски делает уверенные шаги в том же направлении. Пока ещё рано делать серьезные выводы, но у зернового виски появляются хорошие возможности для роста популярности у потребителей.
Популярность зернового виски
Совсем недавно компания Chivas Brothers представила Ballantine’s Single Distillery, зерновой виски с винокурни Strathclyde Distillery в Глазго. Это первый такой релиз для Ballantine’s, занимающего второе место в мире по объему продаж после Johnnie Walker. По словам мастера-блендера Chivas Сэнди Хислопа, он был создан “чтобы бросить вызов представлениям о зерновом виски и предложить виски, который демонстрирует качество используемого зерна”.
Зерновой виски — это растущая категория, но, по мнению шотландских специалистов, он стал синонимом простого напитка, ведь для многих потребителей зерновой виски просто база для смешивания с солодовыми виски.
Сегодня необходимо пересмотреть определения для этой категории, поскольку в неё попадают как базовые виски, так и интересные напитки, такие как RyeLaw от компании Inchdairnie. Нынешнее определение типа виски может запутать потребителей и замедлить развитие категории.
Наиболее заметное и отличительное различие между солодовым и зерновым виски заключается в том, что солодовый виски можно перегонять только из соложеного ячменя. С другой стороны, зерновой виски можно изготавливать из любого зерна, включая несоложеный ячмень, пшеницу, кукурузу и рожь .
Шотландский опыт: масштабы производства и ведущие игроки
В июне редактор журнала Whisky Magazine Бетани Браун написала: “Зерновой виски одновременно любят и презирают за простоту его вкусов, но при мастерском обращении с зерном результат может быть потрясающим”.
Сейчас восемь работающих зерновых винокурен в Шотландии производят около 350 млн литров в пересчете на чистый алкоголь — это немного больше, чем 140 солодовых винокурен с общим объемом производства в 340 млн литров. Исторически большинство зернового виски использовалось для производства смешанного, а премиальные зерновые виски выпускаются редко.
Категория получила толчок благодаря выпуску Hedonism от Compass Box в 2000 году. Основатель компании Джон Глейзер назвал зерновой виски “элегантным, почти женственным альтер-эго шотландских солодовых виски”. В 2008 году Edrington Group представила Snow Grouse, ориентированный на потребителей в поисках нового вкуса. В 2013 году William Grant & Sons выпустила линию выдержанного зернового виски Girvan Patent Still. Годом позже Diageo выпустила Haig Club в сотрудничестве с Дэвидом Бекхэмом.
Рынок зернового виски: рост экспорта, но неопределенное будущее
Отчеты о продажах отмечают, что всё больше потребителей, включая женщин, предпочитают зерновые напитки.
В последние годы выпуск зерновых виски происходят чаще. Loch Lomond Group выпустила Spearhead в июле 2021 года. Компания Bruichladdich, принадлежащая Rémy Cointreau, в рамках проекта Regeneration Project в мае 2023 года выпустила ржаной виски. В апреле компания La Martiniquaise представила Label 5 Bourbon Barrel.
Согласно данным HMRC, в прошлом году объем экспорта бутилированного зернового виски составил 25,5 млн фунтов, что на 34 % больше по сравнению с предыдущим годом, но это сейчас составляет небольшую часть от миллиардов фунтов, приходящихся на смешанный виски.
Перспективы сектора зернового виски пока неопределенные. Однако, учитывая дефицит выдержанных солодовых виски и резкий рост их стоимости, то возможно, мощная маркетинговая кампания сможет убедить потребителей в выдающихся свойствах новых напитков. Существуют и скептики, которые считают, что зерновой виски также может быть слишком дорог для покупателей и будет сложно их убедить, что новые напитки не уступают предыдущим фаворитам продаж.
Российские производители зернового виски также могут воспользоваться тенденцией для продвижения российского виски, так как сегмент сейчас на подъеме, и выпуск новых зерновых виски международными компаниями продолжается.
материал: РЕЙТИНГ. Все о крепких напитках.