Рассказываем и показываем историю ликёрных этикеток с картинками.
История
Вся сфера пивных, винных, и спиртных напитков стремится вывести дизайн на исключительно привилегированный уровень по сравнению с другими индустриями. Нигде это так не проглядывается, как на этикетках ликёров – гораздо более широкое разнообразие, чем можно вообразить. Сюда входят и вина, и аперитивы, и дижестивы, и более крепкие смеси.
Часто ликерные этикетки балансируют на тонкой грани между авторитетными квази-лекарственными и вакханально гедонистскими. Такая двойственность хорошо просматривается при сравнеии величественных этикеток и их рекламного сопровождения.
Другой интересный аспект — большинство ликерных брендов берут своё начало в более ранней эпохе. Некоторые, например, история бренда Carpano, имеют корни ещё в XVIII столетии; совсем небольшое количество ликёров было создано после Второй мировой войны. Основной период с точки зрения графического дизана приходится на годы между 1890 и 1939, когда современное искусство того времени (Модерн и Арт Деко) создавало дизайн таким, каким мы его знаем теперь.
Здесь мы собрали визуальную экспозицию из шести наших любимых ликёрных брендов. Вместе они создают прекрасную капсулу времени ушедшей эпохи.
Fernet Branca
Знаменитый логотип Fernet был разработан в первые годы двадцатого века итальянским иллюстратором Леопольдо Метликовичем. На нем изображён орёл, сжимающий бутылку с продуктом, расположенным над земным шаром, как будто доставляющий эту чрезвычайно горькую, почти лекарственную северо-итальянскую настойку миру.
Fernet обладает необычным, очень резким вкус, который редко нравится людям с первого раза. Однако несколько факторов помогли его успеху. Прежде всего напиток был разрешён в Соединённых Штатах Америки во времена сухого закона разрешено, в силу того, что считался лекарственным препаратом. Во-вторых, сопровождался убийственной рекламной кампанией, в том числе умопомрачительным танцующим аллигатором и нарисованными русалками.
Изображения: museobranca.it, buzzfeed.com
Дизайн этикетки практически не изменился за прошлый век, но некоторые изменения всё же есть. На этикетке 1893 года (справа вверху) логотип обрамлён витьеватой рамкой в стиле Модерн. На современных этикетках уже нет никаких рамок, оранжево-голубой градиент великолемно контрастирует с тёмной бутылкой, в то время как текстурированная этикетка заполняет пространство ниже.
Campari
Изображение: csacparma.it
Картинка выше — постер 1964 года для нового миланского метрополитена. Дизайн разработан Бруко Мури, называется “Графические вариации Кампари”. К 1960-ым годам Кампари был уже не просто очередным названием: наряду со скутерами Vespa этот горький ярко-красный аперитив представлял собой всё, что было волнующим в послевоенной Италии.
Изначально Campari появился ещё в XIX веке, однако, действительно свою дизайнерскую индивидуальность проявил только в 1930-ых годах под влиянием Арт Деко и, особенно, итальянского футуризма. Совершенно точно вы можете увидеть это влияние в более поздних рекламных работах художника Фортунато Деперо (показаны выше).
Отсюда возникло и легендарное написание компании заглавными буквами, которые были менее объёмными в то время, чем как показано в рекламе 1940-х годов (выше слева).
Ещё одной отличительной чертой старых бутылок является графический вес, приданный слову «Горький» в экстравагантном рукописном стиле, входящем в конфронтацию с жёстким логотипом. С годами это слово сузилось до более подчиненной роли (справа вверху), но оно остается решающим для дизайна.
Carpano
Изображение: carpano.com
Основной продукт Carpano — вермут, состоящий из белого вина, с вкраплениями цитрусовых и растительных продуктов и креплёным высокоградусныгм ликёром. Не зря его называют «формулой антика» — отсылая нас как бы к “древности”, ведь производство данного ликёра относит нам к 1786 году. Таким образом, он является прадедушкой современных итальянских аперитивов.
В конце XIX века Carpano представил новый продукт под названием Punt e Mes, что в переводе на пьемонтском диалекте означает “точка с половиной” — предположительно, отсылка к биржевой сделке, которая произошла в тот вечер, когда был изобретён напиток. В рекламных кампаниях точку и половину часто представляли в виде пары.
Изображения: bonappetit.com, chefpaulette.net
Однако брендинг этих двух продуктов весьма разный. Этикетка Carpano Antica, предположительно, не изменялась с 1786 года — типичное рококо с мотивами экстравагантной античной растительности.
На этикетке Punt e Mesh есть подсказка об этом на заднем плане, но на фронтальной части налеплен большой красный прямоугольник с названием напитка, написанном заглавными буквами. Мы не уверены, когда именно появился этот логотип, но мы предполагаем, что в конце 1950-х или начале 1960-х, если опираться на джазовой стиль.
JÄGERMEISTER
Изображение: zubuki.deviantart.com
Появившийся в Германии Jägermeister определённо производит впечатление своей эстетикой, разительно отличаясь от своих итальянских или французских аналогов. Готический шрифт Blackletter, цветовая гамма ярко-оранжевая на черном, а эмблема — олень под сияющим крестом внутри круга.
Это логотип ликёра или логотип группы, исполняющей “хэвиметал”? Необычная графическая айдентика Jägermeister вызвала всевозможные интерпретации, от спекуляций о сатанинских подводных течениях до юмористического прочтения в стиле ребус: О, олень Бог (а английском языке слова дорого dear и олень deer созвучны по произношению).
Изображения: Images via wikipedia.org, joe.ie, behance.net
На самом деле, графическая айдентика Jägermeister была разработана директором компании Куртом Мастом в 1934 году. Маст был страстным охотником, и поэтому его этикетка основана на религиозных иконах покровителя охоты, Святого Юберта, на которых обычно изображают оленя с крестом над головой (вверху слева).
Изображения: jagermeister.com
С годами дизайн этикетки претерпел некоторые изменения — шрифт стал немного чище, пространства стало больше, но в целом он довольно постоянен. Зелёные границы до сих пор содержат строки поэмы Оскара фон Рисенталя о, вы угадали, охоте.
Pernod
Изображение: delcampe.net
Никакая ликёрная марка не является более символичной для французской эпохи Belle Époque, чем абсент — эта облачно-зелёная смесь со вкусом аниса, наполненная полынью, которая, как полагают, обладает галлюциногенными свойствами. Для начала, он даёт возможность сильно напиться, что объясняет, почему он стал фаворитом в богемной тусовке. И ни один бренд не представлял его лучше, чем Pernod.
Эти плакаты являются жемчужинами своей эпохи, символизирующими изобилие ар-нуво (вверху слева) и смелую угловатость ар-деко (вверху по центру). Также можно заметить некоторые любопытные расхождения. На левом изображении название марки написано “J. Pernot”. Справа написано “Bourgeois Frères”, хотя дизайн явно такой же. Очевидно, что в первое время бренд подвергался частым изменениям.
И это до сих пор так. В 1975 году компания Perod объединилась со своим конкурентом Ricard, сформировав компанию Pernod-Ricard, что производит большого количество алкогольных напитков. Тем не менее, компания сохранила оба своих оригинальных продукта — Pernod Pastis и Ricard Anise, которые имеют до смешного похожие этикетки. Если вы спросите нас, возможно, стоит произвести ребрендинг.
Cointreau
Изображение: Scott Schiller, flickr.com
Ни одна французская ликёрная марка не источает такое величие ар-деко, как Cointreau, с его прямоугольной янтарной бутылкой, угловой этикеткой и сильной диагональной надписью. Трудно представить, что когда-либо было иначе.
И правда, этого никогда не было. Но что интересно, почти все остальные аспекты айдентики компании претерпевали изменения в первой половине 20-го века, отвечая на авангардные импульсы времени.
Взгляните на рекламные плакаты, показанные выше, охватывающие рубеж с начала 1960-х годов, и наблюдайте, как быстро реализм 19-го века уступает место абстракции и кубизму, а затем возвращается к психоделическому гиперреализму.
Изображения: cointreau.com
Среди всех этих изменений сам лейбл остался балластом. Действительно, в течение почти 100 лет, охватывающих 1893 и 1980 годы, как показано выше, единственное, что изменилось, было то, был ли продукт маркирован Cointreau и под маркой Triple-Sec, или наоборот. Но зачем менять то, что работает?