Тренд на хайболы, кажется, не думает нас оставлять, ну а мы и не против. Категория классная, вариантов играться с ней множество, да и со всеми этими запросами на lowABV происходит отличный мэтч. Давайте посмотрим, что здесь к чему.
Вступление и этимология
Хайбол, как категория, официально появился в 1890-х годах, тогда он представлял собой смесь крепкой части и содовой. Это было логическое продолжение формата освежающих напитков, таких как «Cooler» и «Collins». Напиток был не особо крепким, что позволяло выпить его во время делового обеда или прогулки.
С этимологией слова «Highball» все довольно запутанно, существует две версии:
Железные дороги
В своей книге «The Joy of Mixology» 2003 года Гэри Реган говорит, что «Хайбол» – это старый термин, обозначающий шар, связанный с поплавком в резервуаре для воды паровоза. Он показывает проводнику, что в резервуаре достаточно воды, и поезд может продолжать двигаться.
Томми Дьюар
В статье опубликованной в 1905 году в журнале «Вечерние штаты», Томми говорит, что гуляя по Бродвею с несколькими друзьями, один из них пригласил зайти салун и взять «ball» виски (прим. ball – слэнговое название бокала виски). Когда они озвучили бармену свой заказ, он поставил перед ними маленькие бокалы для виски. Его друг посмотрел на них и сказал, что это зверство, его не устроил размер. Тогда Томми предложил бармену, чтобы он дал высокие бокалы, чтобы у его компаньона был «High ball» и он отстал. Такие дела.
Все началось с газировки
Если с этимологией не все так четко, то с тем, откуда растут ноги у сабжа все достаточно ясно. Газировка!
Изобретение искусственно газированной воды датируется 1767 годом, когда англичанин Джозеф Пристли успешно растворил в воде углекислый газ. Торберн Бергман коммерциализировал открытие Пристли, а к концу XVIII века искусственно газированная вода в бутылках конкурировала с природной минеральной водой.
В 1792 году Иоганн Якоб Швепп (Schweppes) открыл магазин в Лондоне, а в 1807 году Генри Томпсон получил первый британский патент на метод пропитки воды углекислым газом.
Среди Английского дворянства в то время в моде был бренди. А после появления бутилированной газированной воды, стало модным смешивать эти два компонента. Если добавить в эту смесь лед, то мы с вами получим бренди хайбол. Параллельно с Европой, напиток завоёвывает Азию, где становится главным освежающим коктейлем на протяжении уже 60-ти лет. В Японии его подают в маленьких ресторанчиках в качестве сопровождения ужина, в основном, это виски хайбол.
Но не на одном виски держится эта категория, самый популярный хайбол – джин-тоник. Коктейль, призванный освежить в знойную жару, будь вы на пляже, в клубе, ресторане, баре и у себя дома. Все сводится к тому, что хайбол может хорошо себя проявить практически в любой обстановке, что делает его практически идеальным напитком.
Правила приготовления
На первый взгляд, наш герой – самый простой в приготовлении напиток, но это не так. Как и в любой другой категории, есть свои подводные камни, которые могут довольно сильно испортить впечатление у потребителя.
• Содовая или любой газированный наполнитель необходимо очень сильно охладить. Таким образом, вы спасете большее количество углекислоты в хайболе, что позволит лучше раскрыть вкус.
• Базовый спирит тоже должен быть охлажден, например, мы в баре всегда держим небольшой запас алкоголя в морозилке, что позволяет готовить напитки нужной температуры и степени газации.
• Гарниш для хайбола необходимо подбирать вдумчиво. В этой категории огромное значение имеет любой вкусовой модификатор. Сравните как-нибудь джин-тоник с цедрой апельсина и джин-тоник с долькой апельсина, вы удивитесь, как такая маленькая деталь влияет на восприятие.
• Посуда должна быть исключительно замороженной.
• Лед. Мы рекомендуем использовать цельные глыбы, так как они лучше держат температуру и меньше способствуют выделению углекислоты из напитка.
Современность
Естественно, история напитка не остановилась на классических джин-тонике и скотч-соде. Индустрия развивается, появляются новые ингредиенты и на сцену выходят так называемые «modern highballs». Это классическая формула хайбола с добавление третьего вкусового ингредиента, например, вермута. Добавьте к виски вермут, биттер и имбирный эль, получите прекрасный современный хайбол, играющий разными вкусовыми оттенками.
В настоящее время, категория продолжает модернизироваться, уже давно принято добавлять в хайбол небольшое количество сладкой и кислой части, для придания легкого баланса во вкусе, но не в таком количестве, чтобы напиток стал коллинзом. Продолжается развитие и вкусовых содовых. Бартендеры уже давно изготовляют собственные содовые с добавлением вкусовых акцентов для того, чтобы выразить вкус базового спирита. Конечно, это порождает огромное количество споров о том, можно ли считать тот или иной напиток хайболом, если границы настолько сильно размыты. Но одно можно сказать точно – это уникальная категория, прошедшая эволюцию от классического Scotch&Soda до современных Modern Highballs. В данный момент, этим стилем можно удовлетворить пожелания 99% гостей, ведь напиток отвечает всем потребностям современного человека в баре – он не крепкий, может готовиться на основе абсолютно любого крепкого алкоголя, с огромным вкусовым разнообразием и отлично сопровождает беседу, позволяя не отвлекаться на частый заказ напитков.
Материал из тг-канала Boozy Nerds