Социология алкоголя, баров и пабов

Вопрос того, кто, что, где пьет и чем это всё заканчивается всегда волновал исследователей.

Исследования

Безусловно, наибольший корпус текстов, связанных с употреблением алкоголя сформировался в медицине. Однако, когда мы выходим за пределы человеческого организма, то для понимания предмета нам одной медициной не обойтись. Вопросами пьянства, мест продажи и употребления алкоголя и специфики его воздействия на социальные отношения занимались социологи, криминалисты, культурные антропологи, гендерные исследователи и даже урбанисты-географы.

Так, например, последние в 2004 году посчитали на примере Остина и Сан Антонио в штате Техас, что конечно уровень уличной насильственной преступности связан с социально демографическими параметрами районов. А если на карту расселения добавить слой плотности питейных заведений, то объяснительная сила их модели значительно подскочит. Проще говоря, одни только особенности населения районов объясняют всего 59% насильственных преступлений в Остине и 39% в Сан Антонио, а особенности населения И концентрация баров объясняют уже 71% процент преступлений в Остине и 56% в Сан Антонио.

В одном из докладов на конференции Южного социологического общества в Новом Орлеане гендерные исследователи высказывали серьезную тревогу – бары и рестораны является консервативной средой, воспроизводящей гендерные стереотипы и женскую виктимность. Вот на входе или в зале дежурят огромные шкафы-охранники, готовые в любой момент проявить насилие. А вот по залу разносят еду миниатюрные официантки, готовые в любой момент стать жертвой нападения, от которого их может спасти только мужчина-охранник.

Безопасный стакан

В целом, исследования насилия в барах является чуть ли не самой разработанной темой в барной криминалистике и антропологии. На протяжении многих лет ведётся междисциплинарная научная дискуссия о том, может ли существовать безопасный стакан. Началось это в тот момент, когда некоторые английские бары стали писать о том, что они используют небьющиеся стаканы. А значит, даже если вы попали в барную потасовку, то ничего страшного не будет. В 1994 году появился первый доклад “No such thing as a safe glass?”, давший старт научной дискуссии утверждением о том, что небьющимся стаканом тоже можно нанести серьезные травмы. Исследования привели к тому, что 2007 году в Глазго в пабах и барах инициировали запрет стеклянных стаканов, что, в свою очередь, дало новый виток научной дискуссии.

Безопасность в барах и пабах определенно связана с тем, насколько клиенты напиваются. Поэтому важным навыком тех, кто подает алкоголь, является определение степени опьянения клиента. Поэтому в 2002 году исследователи из университета Пердью и университета Восточного Мичигана провели опрос среди 822 работников баров. Выяснилось, что в качестве верных показателей, что клиенту больше не наливать работники баров опираются на то, что клиент пристает к другим гостям, неразборчиво говорит, неустойчив в ногах и, что самое главное, сколько дринков он заказал в баре. Впрочем, на неразборчивую речь клиента обращают внимание только работники-женщины, для работников-мужчин это не столь важный показатель. Также, отмечают исследователи в разделе рекомендаций, тренинги для барменов и официантов должны содержать критику показателя “количество заказанных клиентом напитков”. Потому как никому не известно сколько клиент выпил до того, как пришёл в ваш бар.

Что делает бар “плохим”

Как отмечают исследователи из Университета Западной Англии в исследовании “Bad bars: A review of Risk Factors”, в основном, бары это приятные места, в которых люди культурно проводят время. Однако существуют плохие бары, в которых всё ровно наоборот. Согласно их исследованию, в первую очередь важен дизайн – плохая просматриваемость помещения, скученность, отсутствие фоновой музыки, но также и слишком громкая музыка и другие шумы, плохая вентиляция и даже неудобная мебель – всё это повышает уровень агрессии в барах.

Во-вторых важна организационная часть, так например, обучение персонала навыкам первой помощи при вызванном алкоголем инсульте, умение работать с агрессией клиента. Повышенный фактор риска стать плохим баром – акции “счастливые часы”, алкогольные промо-акции и ивентинг с азартными играми.

В-третьих важную роль играют социальные характеристики клиентов. Что удивительно, но с точки зрения рисков для здоровья себя и окружающих одинаково опасно, но по разным причинам как большие компании выпивающих, так и одиноко выпивающие постоянные клиенты. Для больших компаний характерно значительно большее употребление спиртного, а также групповой процесс, который под действием алкоголя и взаимного подначивания может привести к беде. Одиноко выпивающий постоянный клиент также склонен пить больше обычного, поскольку ослаблен внешний контроль – персонал бара к нему более лоялен, потому как он постоянный клиент, а собутыльника, который также мог бы заметить что его коллега опасно перебрал, у него нет.

С точки зрения организации дорожного движения, главной проблемой баров является повышение риска пьяного вождения. Бармен не всегда может знать, приехал ли клиент на машине, или нет, собирается ли он на ней уезжать и не соберется ли, в случае, если выпьет лишнего. И здесь кроется один из ключевых рисков постоянных клиентов баров – исследования 2000 года показывают, что постоянным клиентам чаще прощают излишнее опьянение и отдают им ключи от машины. Что и становится фактором риска последующего ДТП, травмы и смерти постоянного клиента.

Все вернутся в бар

Несмотря на все вышеописанные опасности баров и пабов, места публичного распития алкоголя остаются привлекательными для досуга. Социологи отдыха, отмечают что сейчас, под действием цифровых технологий досуг по всему миру претерпевает серьёзную трансформацию. Согласно опросу IT use and time displacement, активное использование гаджетов приводит к тому, что люди начинают считать, что у них гораздо меньше свободного времени, в особенности спонтанного свободного времени, которое в более ранних исследованиях ассоциировалось именно с барным досугом. А значит, движение slow communication снова приведёт людей в бар.

Источник: mxlgst.com

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Коктейли

Коктейли на основе

Анонсы мероприятий

Мы в Telegram

Мы Вконтакте