Тигрейший Андрей Пруцких переехал в Лондон и делится заметками о локальных производствах
За полтора месяца в Лондоне мне встретилось довольно много вещей, максимально чуждых зажравшемуся москвичу. От коммунальных платежей по цене аренды квартиры в пределах ТТК (или в центре Петербурга), до сервиса и работы с клиентами, за которые у нас уже ногами за гаражами побили бы. Однако, касаемо баров, больше всего меня впечатлили локальные производства.
И говоря локальные я имею ввиду те, до которых ты можешь добраться за 30-40 минут из центра. Пока мне довелось побывать только на двух, но это уже супер-интересный и супер-разный экспириенс.
Почему же это так удивляет?
Ну как, на родине такое не возможно от слова совсем. Можешь представить, чтобы несколько братанов бартендеров получили лицензию на дистилляцию, сняли помещение, поставили небольшой, но вполне промышленные кубик, машинку для этикеток и начали гнать джин? Вот, и я не могу. А тут это – обычная практика.
Да, я не знаю всей подноготной, с вероятностью 90% там за спиной есть некие инвесторы, вряд ли всё может обойтись тупо заначкой из под матраца. Но точно тебе могу сказать, это явно проще тех кругов ада, которые прошёл Макс Горелик для выпуска водки Niki, или Ваня Мамутов со своим Grey Shine Gin.
Что меня больше всего поразило, такие ребята не обламываются возить своё бухло, особенно задуманное как хаус-позиции, в канистрах по 5л или даже 10л.
Законно ли это?
Нууу…… Скажем так, это серая зона. Напрямую, такая упаковка не запрещена, но полностью легальной её тоже не назовешь. Однако, со слов представителей брендов, здесь закон работает немного иначе. Если всякие такого рода «серые» штуки начинают происходить, ну и все это дело подхватывают, когда у властей дойдут руки до данного вопроса, они введут какие-то регуляции, но скорее РАЗРЕШАТ, чем запретят. Если, конечно, ничего вредного\криминального\токсичного на эту тему не было замечено.
В общем, пока что производители без проблем поставляют алкашку такими упаковками, рассказывая, как это экологично, как хорошо, что не нужно природушку угаживать таким количеством стекла. По факту же, все просто радуются, что можно сократить расходы – компании больше продают, бары меньше платят. Все довольны.
Собственно, у производств, на которых я побывал принципиально разная философия, разный продукт и иже с ним. Короче, давай обо всё по-порядку.
58 & co
Молодые ребята, меньше 5 лет на рынке, как я понял. Находятся в Haggerston. Чтобы понимать, A Bar with Shapes for a Name твоего любимого Реми Саважа там же, в Хаггерстоне, в 5 минутах от дистиллерии.
У ребят всего один промышленный куб, которого им хватает на весь объём, плюс несколько маленьких аламбиков для экспериментов, с недавних пор появился ещё и ротовап для всяких более деликатных эссенций и вот этого вот всего. Не спрашивал, насколько легально работать в кабаках с такой техникой, но как будто бы либо да, либо та же схема, как с бухлом в канистрах.
При этом, визит-центр у ребят почти размером с производственное помещение. Тут тебе и бар, и стойка для смешивания джина с маленькими кубиками. Т.е. можешь договориться, приехать со своей командой, ну и в качестве обучения\развлечения, каждый смешает свой джин под присмотром скилловых ребят. Потом они иногда устраивают какой-нибудь Negroni – challenge на этих джинах, типо кто круче сделал. По итогу, все напиваются в стельку, конечно же. По дефолту, 125£ на человека такая радость обходится, но если ты работаешь с компанией, можно конечно же добазариться за бесплатно.
Про продукт
Говоря о самом продукте – он норм. Есть House Gin, который они возят в канистрах, он 37.5%, ну и он норм. Ничего про него не скажешь, просто норм. Цена супер, а джин – норм. Остальные же продукты – очень даже кайф. Есть London Dry Gin, он 40% (если не 43%, вылетело из головы), вот он уже поинтереснее. Яркий, читаемый, кайф. Есть Navy Strength, он 58% соответственно, вот это прям кайф. В первую очередь в силу того, что в нём не ощущается эта крепость, больше 49% по ощущениям не был бы. Яблоко-гибискус – кайф. Вроде как розовый джин, но не сладкий, огонь.
А ещё, они делают пару водок. Тут как бы хз, спорно. Дело в том, что сами спирты они не производят, закупают, потом редистиллируют. Зачем покупать максимально чистый спирт и гнать его ещё раз остаётся для меня загадкой ещё с посещения Nolet Distillery (это где Ketel One делают). Если я правильно понимаю, здесь просто не настолько зверски очищенный спирт продают как на хтонической Руси, так что ещё разок прогнать его – дело не лишнее. Тем не менее, у ребят так же два варианта водки: Hosue с крепостью 37.5% и для полки 40%.
Что я могу сказать?
Ребята очень сильно топят за маркетинг. Первое же письмо от представителя начиналось фразы «We’d like to offer you our sustainable spirits». Т.е. ни слова о качестве продукта, вкусе, всяких практических вещах, сразу на давить sustainable. К сожалению (для них, для меня конечно же к счастью), я не настолько одухотворённый, для меня вся экологическая тема идёт исключительно в довесок к качественному продукту. Если продукт так себе – мне, извиняюсь, насрать, насколько пушистые зайчики на зелёных лужайках будут довольны производственным процессом.
В самом помещении упор на маркетинг тоже чувствуется: как уже говорил, визит центр занимает почти столько же места, сколько производственные помещения. Плохо ли это? Не знаю, пока слегка смущает. Наверно надо ещё походить по производствам.
Тем не менее, как уже говорил, продукт вполне достойный, наверно даже поставлю что-нибудь из их линейки себе на полку.
East London Liqueur Company
Эти парни уже постарше, 10 лет на рынке. И, что логично, покрупнее. При входе на дистилляцию уже не визит-центр, а полноценный бар посадок на 70-80, при том не бутафорский, а вполне функционирующий. Что было раньше, производство или бар, я спрашивать не стал, да и как будто не так уж это и важно. В подвале, помимо складов, где они выдерживают виски, есть достаточно приятная дегустационная комната. Да, без кубиков, на которых можно было бы собрать свой джин, но всё же.
Объёмы у ребят куда больше, под водку и джин у них уже два куба, вроде таких же, как у 58 & co., однако по соседству с ними стоит здоровяк, который они взяли под виски, ну и, по их словам, производство он увеличил в 4 раза. Моё почтение, как говорится.
И главное – помимо закупки спиртов, тут они производят и выдерживают в том числе. Следом за дистилляционным залом находится зал ферментации, там я насчитал 4 чана, объёмом литров по 500 наверно, хотя тут глазомер у меня не так хорош. В общем, цикл производства тут едва ли не полный, разве что не солодят ячмень сами, что, как будто бы, можно пережить.
Говоря о продукте, тут всё интересно. В основной линейке водки и джина тут всего по одному образцу, плюс один джин, сделанный в коллабе с местным ботаническим садом. Помимо этого в линейке есть два ром, но тут они сразу признаются – покупаем, привозим, разбавляем, разливаем по бутылкам. Хотя ромчики вполне себе приятные.
Самое интересное – виски. Для начала, очень хороший и приятный ржаной. Не готов пока сказать, будет ли он выигрывать у других, более попсовых брендов, но в отрыве от них – вполне хорош. Сингл молт довольно грубый, ибо ему всего 4 года. А вот что мне действительно понравилось – довыдержки в разномастных бочках. По 18 месяцев финиша они дают. Попробовал бочку из под Айлы – неплохо. А вот бочка из под Мерло от Radikon мне прям морду разорвала. Если ты любишь и шаришь за натуралку, название это тебе точно должно быть знакомо. Собственно, виски в бочке от него тоже не подкачал. Обязательно поставлю на полку.
Так вот, что в целом могу сказать – подход ребят мне гораздо ближе. Вместо того, чтоб жужжать мне в уши своей экологичностью, тип прям с порога заявил: мы хотели сделать идеальный продукт, чтоб в спид-рэйл поставить. Сделали, нам, нравится, теперь решили крутой продукт для полки производить. Ну и да, где-то про сустейнэбилити он упоминал, но так, чисто в скользь. И это я уважаю! Скорее всего с ними в итоге и буду работать.
И тут важно понимать контекст – я не могу и не буду говорить, что один бернд\продукт прям сильно лучше или хуже другого. Просто подход к продукту в East London мне гораздо ближе (ну и цену ретро-бонусом они уровняли с конкурентами, ага). Самое крутое, что есть два максимально локальных бренда с двумя диаметрально противоположными подходами к продукту и бизнесу и ты за два дня можешь ознакомиться с обоими без каких либо обломов. Уважаю.
Это явно не последние производства, на которых я побывал, следовательно дальше буду ещё делиться инсайдами.
Материал из тг-канала Андрея Пруцких Mr.Pruts