С первыми дипломатическими контактами быстро возник вопрос возвращения западных брендов и компаний на наш рынок. Недавно мы хвалили наших производителей, и в комментариях часто поднимался вопрос: зачем развивать местное производство? Поговорим о локализации производства.
Наши текущие реалии чем-то напоминают известный феномен карго-культа, когда ожидания и вера в “чудо извне” у многих порой затмевают необходимость работы над собственными решениями и развитием.
Импортозамещение: успехи, вызовы и примеры
В последние три года импортозамещение актуально для всех отраслей. После ухода McDonald’s россияне быстро адаптировались, переименовав сеть. Отключение Visa и Mastercard решилось внедрением системы МИР и оплатой через QR-коды. Взамен брендов Zara и H&M россияне нашли местные альтернативы, а вместо немецких автомобилей — Chery и Li Xiang. Конечно не без проблем: сроки выпуска 500 отечественных самолетов сдвигаются вправо и Лада, хотя и популярна, не стала «Мерседесом».
Алкогольная отрасль: от успехов к новым возможностям
Мы пишем как проходит импортозамещение по алкогольным напиткам. В тех категориях, где основное сырье — этиловый спирт и ароматные невыдержанные спирты на основе этилового спирта, у нас всё хорошо. Мы можем выпускать очень качественную продукцию, которой будет всё больше с изменениями в экономической ситуации. С коньяком чуть другая история. Нужны большие инвестиции в виноградники, оборудование, запасы спиртов, но в целом это понятная история, как сделать хорошо, нужно только строго следовать утвержденным стандартам и общее качество напитков сразу же вырастет.
А вот вокруг производства дистиллятов для виски, рома, текилы идут бурные обсуждения.
Вопрос первый: нужно ли нам развивать собственное производство? Ну тогда такой же вопрос надо задавать и производителям таких напитков из десятков стран. Никого уже не удивляет виски из Франции, Индии или Тайваня. Ром, например, только в Англии дистиллируют около 30 производителей. Можно продолжать список и далее. Тут работает только собственное решение предпринимателей, если они видят для себя нишу на рынке и перспективу развития производства. Это их деньги и их риски. Плюс из-за решений международных компаний на нашем рынке действительно появилось место для локальных продуктов.
Должны ли потребители обязательно помогать этим российским энтузиастам из бизнеса? На ваше усмотрение. Хорошее поддержать рублем или хотя бы добрым словом, плохое — пропустить мимо. Это и есть стимул для развития производства.
Именно такие «проекты с нуля» и являются двигателями развития индустрии. Иначе мы продолжим жить либо вымышленным прошлым, когда априори считается, что вот при Сталине (Николае I, Брежневе) было качество и порядок, индустриализация и хруст французской булки. При этом говорят ведь не принимая во внимание детали и контекст тех времен. Либо все попытки изменить текущую ситуацию будут наталкиваться на стойкое желание группы лиц закупать красивые бутылочки только у ФПГ Диаджео, а собственных энтузиастов заковать в цепи и сбросить в море, чтобы более никто и не стал пробовать.
Локальное производство как основа устойчивости и качества
С началом местного производства и начинается развитие категорий, увеличение в объемах. Как пример — категория джин.
Развитие локального производства — это не модное занятие или задача текущего момента, нет, это устойчивость рынка и улучшение качества продукции. Задача нашего времени — избавиться от иллюзий карго-культа и предрассудков о наших возможностях, навязанных нам извне. Научиться разбираться, что такое качество, выбирать действительно хорошие товары. Вот это и даст толчок развитию местного производства, с учетом особенностей нашей истории и культуры. И вот тогда мы можем не бояться, что в какой-то момент «грузовой самолет» к нам не прилетит, а будем продолжать жить самостоятельно.
материал: РЕЙТИНГ. Все о крепких напитках.