Где все барные СМИ

Открытое письмо барменам, бар-менеджерам, владельцам, барным блогерам
Пройдёмся по больному. По околобара.ру и по всем смежным околоалкогольным ресурсам, которых у нас в стране, почему-то, нет.

Разваливается всё

Поводом будет вопрос от горячо любимого Андрея Пруцких, который и в жюри МедиаБармена бывал и свой ютубчег пилил (надеюсь, не до конца забросил) и вообще весь из себя молодцом. И вот, значит, вопрошает Андрей, а как же так получилось, что контент, который каждый по отдельности пилит в этих ваших телеграмах и инстаграммах негде распространять?

А вот как это получилось:

Первое. Это разобобщённое комьюнити (на самом деле людей, считающих себя прям вот Барменами, прям вот Профессия и Развитие – дай бог тысчёнка-другая в стране). Остальные – пришли случайно, случайно и уходят.

Второе. Мы (вы, бармены) не про контент. Из тысчёнки глубоко увлекающихся – дай бог наберётся сотенка-другая супер-отцов. И все эти люди, как правило – они про бар, а не про контент. Да, тут многие уже сами себе соцсети (Омельяненко, Широков, Перук и ко, далее со всеми остановками, включая Шашина и пр, ну вы поняли калибр людей) и они же, как правило, уже давно (многие, не все) топят про самообразование, про распространение контента, про барные школы и вот это вот всё. Но это всё капля в море. От общего количества людей, действительно интересующихся алкоголем, коктейлями и барами. От, в конце концов, просто пьющих людей!

Бармен не писатель и не журналист

Т.е. мы (вы, бармены) не понимаем за контент и в него не умеем. Не только лишь все, разумеется, но бармен – это бармен. Это не смм-щик (прости господи), не пиарщик, и не рекламщик, и не маркетолог. Я по второй специальности – дипломированный специалист по связям с общественностью, проработал больше 10 лет в рекламе, пиаре и маркетинге, и знаю о чём говорю.

Тут надо сделать небольшое отступление, потому что вот тут, в 2010-х, на заре становления какого-никакого контента и его распространения, выходит великий и могущий ВК, подсвечивающий на сцене таких ребят как «типичный бармен» на 100к участников и ботов с мемасиками, десятки микро-блогов с годным контентом и единицы действительно хороших пабликов. Среди оных, разумеется, и наш Околобара (в те времена ещё неумело называвшийся «На100ящие бармены», откуда и сохранился путь vk.com/na100bar), а сейчас имеющий самую большую аудиторию в 30к живых людей среди групп околобарной направленности без пизженного повторяющегося из года в год контента, не состоящего из одних мемасов.

    

Уже тогда я начал изучать вопрос барных и околоалкогольных инфлюенсеров (в те времена, кажется, и слова-то такого не было). Результатом стал большой лонгрид Онлайн-бармены – серые кардиналы аристократии рабочего класса, в котором проводится аналитика и срез основного поставщика львиной доли околобарного контента – ВК.

Далее люди пошли в ФБ, оттуда – в инстаграм, сейчас – в телеграм. Надо ли говорить, что каждый шёл своей дорогой, развивая свой личный бренд, интересный исключительно (ну почти) фанатам конкретных людей, либо приспешникам конкретных брендов алкоголя? Надо ли говорить, что все вышеперечисленные площадки фактически не индексируются поисковиками и, соответственно, контент просто уходит в ленте вниз в небытие? А ведь есть очень годный контент. И очень правильно (пусть и несвоевременно) Андрей задаётся вопросом – а что же у нас, братцы, с околобарными и околоалкогольными СМИ? А ничего. Нет их, считайте.

Ну как нет. Есть, конечно. Давайте быстро посмотрим на рынок, это недолго, я обещаю:

Inshaker

Разумеется, великий и могучий иншейкер с чуть ли не миллионной аудиторией в месяц. Все эти люди, вангую, приходят из поисковиков смотреть рецепты коктейлей. Плюс, в лучшие довоенные годы, там откручивались маркетинговые бюджеты алкобрендов, устраивающих конкурсы в стиле «айфон за рецепт на Ольмеке с публикацией в инсте». Т.е. это не околобалкогольное СМИ в том виде, в котором его хотят видеть те, кто хотят околоалкогольное/околобарное СМИ.

Плюсом иншейкера является наличие бюджета и редакции – ребята и видео-контент пилят (подчас неплохой) и базу коктейлей поддерживают. Минусы озвучены выше – подход, разумеется, чисто коммерческий (а как, конечно, иначе, но один раз ребята отказались поддержать конкурс Медибармен, потому что типа это проект Okolobara, который «конкурент» – это ещё и к описанному выше про разобщённость. Бизнес – ничего личного). «Проверенные рецепты» коктейлей тоже, конечно, не всегда такие. В итоге – фокус чисто на барменов, контента немного, образовательного ещё меньше, рецепты давно не торт, плюс полная ангажированность по брендам.

Околобара

Околобара, который вы читаете прямо сейчас и который появился в далёком уже 2017-м именно как площадка для сборки, публикации и распространении контента на околобарные и околоалкогольные темы. Чтобы не только бармены смотрели свои кордиалы на коленях кузнечика, но и простые смертные читали про отличия просекко от шампанского (а именно такие запросы – самые популярные на нашем сайте и именно такие вещи формируют аудиторию баров, если кому ещё не понятен этот факт) или про то, что же такое на самом деле биттер Ангостура.

На данный момент околобара – это единственный некоммерческий независимый проект, нацеленный на алкообразование в целом, который поддерживается из моего личного кармана. Поправьте меня, если я не прав.

Нишевые и очень специальные

Маленькие, сродни нашего околобара проекты типа Drinking Culture и Dcwmagazine, которые есть суть одни и теже (редакция поссорилась и разошлась на два разных сайта, один из которых временно уже не доступен). Сюда же можно вписать тоже временно не поддерживающийся Mcom, который, опять же, больше для барменов, чем для простых смертных (а я ещё раз акцентирую внимание на том железном факте, что именно воспитание аудитории двигает вперёд барную сферу).

Одиночки

Ещё есть одиночки, делающие прям Вещи. Во-первых, это великолепная база от Павла Янченко, во-вторых, титанический труд Кости Берлинец с его максимально прикладным блогом. В третьих – большое кол-во блогов разных мастей, которые, как правило, долго не держатся.

А ещё, снова, разобщены. Так, например, мы ещё в 2017-м перевели статью «Философия твистов», но каждый год-два я вижу как кто-то из одиночек, ведущий свои соцсети, переводит или вольно интерпретирует эту статью ещё раз. При этом достаточно вбить в поисковик название – и мы будем первыми в списке. Но нет. Каждый идёт своей дорогой, изобретает велосипед, создаёт неиндексируемые соцсети, ведёт их год-два, не видит отклика и забрасывает дело. Сколько таких годнейших микро-проектов кануло в лету ещё во времена расцвета ВК! С большинством из них я, к слову, списывался, прося разрешения забирать контент на околобара, чтобы он не пропал. Этим же мы занимаемся и сейчас – постим то, что мелькает в лентах неиндексируемых соцсетей, собирая всё в одном месте.

Паблики и группы

Замыкают это великолепное разнообразие околобарных и околоалкогольных СМИ паблики, группы, каналы и чаты всех мастей во всех возможных соцсетях.

Контент нужен, а писать некому

Всё. Т.е. да, у нас, в стране, нет ни одного толкового СМИ на околобарную и околоалкогольную тематику. Мы не берём в расчёт чисто прикладные СМИ для хореки (типа «ресторанных ведомостей») или спец-ресурсов для производственников/торговцев (типа вестников о вине с информацией сколько собрано урожая в Чили или узконаправленные порталы типа «профибир» про пиво).

Тут ещё отдельно надо отметить, что любой приличный инет-ресурс от максим.онлайн до форбса регулярно пишут про алкоголь, для чего нанимают понимающих в теме жерналистов, но, в целом, конечно, это не наша история, не околобарные и не околоалкогольные СМИ.

Каждый, кто это понимает (а понимают это все) и считает, что он в силах это изменить, начинает пилить своё. Труд это приличный, а если вы хотите сайт (кто бы что не говорил – пока соцсети не индексируются) – это ещё и его техподдержка. И время. И редактура. И много чего ещё. Потому и открываются и закрываются такие проекты с периодичностью в пару лет. Потому что, опять, – разобщённость и не понимание как делать СМИ и как делать его хорошо.

А СМИ – это про деньги. Это почти бизнес. Или, как минимум, предпринимательство. А бизнесом в этой сфере занимается только иншейкер.

СМИ – это не хобби?

Тут надо ещё рассказать почему никто не занимается этим профессионально. Потому что все, кто про бизнес и про деньги – они сразу думают откуда эти деньги доставать. А проверенная монетизация в СМИ на текущий момент – это спонсоры и реклама. А спонсоров и рекламу никто искать не может и не хочет, потому что в России запрещена реклама алкоголя. Точка. Поэтому Афиша.Еда существует, а Афиша.Алкоголь – нет.

Однако путь становления и развития околобарных и околоалкогольных СМИ неизбежен – мы тут ничего не придумываем и просто повторяем проторенную дорогу западных ресурсов, про которые вы, конечно, все слышали – это такие сайты как liquor.com, diffordsguide.com, imbibemagazine.com – все они имеют огромную аудиторию и пишут преимущественно о коктейльной и барной культурах. Там печатаются выдающие в мире барного дела люди, пишут колонки коктейльные историки, ставшие классиками при жизни, на них ссылаются издания уровня NYT (если, точнее когда, им необходим материал на околоалкогольную тему).

Всё это, безусловно, формирует как ответственное потребление алкоголя, так и культуру пития в целом. Отсюда же растёт и алкообразование простых смертынх людей, которое гонит их в бары, что, в свою очередь, драйвит уже самих барменов и всю эту нашу (вашу) любимую индустрию. В России же таких ресурсов попросту нет. Пару-тройку заметных блоггеров с охватом как у десятка второсортных сайтов. И это все СМИ, которые отвечают за формирование алкогольной культуры! Культура есть, её не может не быть, т.е. вопрос только в том, кто (или что) и как занимается её “направлением” и формированием. У нас (в России) – никто и никак. В целом – ситуация весьма прискорбная. Ниша, которая должна быть занята – пустует.

Собраться!

Обидно ли мне, что мы находимся там, где находимся? Да, потому что очень многие даже не понимают зачем вообще нужны околобарные СМИ (лично встречал «профи», на полном серьёзе считающих, что такие СМИ нам не нужны, потому что «всё же есть в инсте, телеге и ФБ»). Пытаюсь ли я изменить сложившийся порядок вещей? Да. Нужна ли мне в этом помощь? Безусловно. Какого рода помощь? Конечно финансовая. Готовы ли мы продаваться брендам? Почему нет – ради общего блага можно вполне придумать весьма годные каллоборации и нативные интеграции. Почему ко мне, самому узнаваемому человеку околобарного коктейльного ютуба, до сих пор не пришли корпорации с мешком денег? Потому что до войны они шли к иншейкеру, к барменам с амбассадорами и вообще по проторенным дорогам типа MBS, а сейчас они либо никуда не идут, либо просто не понимают, куда нужно идти. Потому что не умеют в рекламу, пиар и маркетинг.

Давайте делать вместе

И вот мы находимся здесь. А я по-прежнему призываю всех причастных обращаться ко мне на 2573501@gmail.com с любыми проектами в этой сфере и с желанием посильно помочь кто чем может (деньгами ли, статьями ли, умением ли переводить хорошие тесты с английского, возможностью ли продлить домен на пару лет или обеспечить переезд со старого вордпресса на новый битрикс – я рад всем). Хватит уже разобщаться, ребята, давайте жить дружно (а не искать одни и те же ответы и книги в одних и тех же чатах раз в месяц, ну!).

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Коктейли

Коктейли на основе

Анонсы мероприятий

Мы в Telegram

Мы Вконтакте